Комплекс систем управления аэропортом Внуково
Информационное обеспечение производственного комплекса построено в основном на базе решения для управления аэропортом – Inform GroundStar и включает в себя:
- операционную базу данных аэропорта (AODB) с шиной обмена данными;
- систему формирования, управления и контроля исполнения расписания FIP (Flight Information Process);
- систему формирования расписания и подготовки плана полётов SFP (Seasonal Flight Planning);
- систему управления ресурсами RMS (Resource Management System);
- систему визуального мониторинга местоположения мобильных ресурсов аэропорта GFM (Ground Fleet Monitoring);
- систему обмена информацией с перронным персоналом при помощи мобильных устройств – ComControl;
- систему управления задержками – HubControl;
- подсистему формирования шаблонов «плавающих» смен персонала ShiftPattern;
- подсистему планирования и управления сменами персонала Roster Control;
- систему оценки времени посадки воздушных судов VKOAir.
AODB и шина данных MB – банк данных, обеспечивающий хранение и систематизацию всей информации об аэропортовой деятельности:
- обмен информацией с более чем 40 различными источниками. Сбор информации обеспечивается с использованием специализированной шины данных существенно облегчающей процедуры информационной интеграции третьих систем;
- полная интеграция и неограниченный обмен данными со всеми системами аэропорта в режиме реального времени позволяет принимать более качественные оперативные решения на реальных данных.
FIP - система формирования и ведения суточного плана полетов:
- точное состояние суточного плана полетов и необходимого количества ресурсов для его обеспечения достигается дополнительной интеграцией с системами организации воздушного движения;
- максимально исключено влияние человеческого фактора на принимаемые решения с помощью автоматизации оперативных рабочих мест путем обработки соответствующих источников информации на основании существующих российских и зарубежных стандартов (телеграммы по движению, автоматизированная связь с системой управления воздушным движением и т.п.);
- специально организованные в системе процессы и рабочие места для служб федеральных структур, служб авиационной безопасности позволяют принимать совместные решения в оперативном режиме, что значительно сокращает время выпуска воздушного судна;
- режим оперативного предоставления данных для авиакомпаний, их хэндлинговых агентов и структур аэропортового комплекса позволяет наблюдать наземного процессы обслуживания в реальном режиме, что улучшает качество обслуживания, делает процесс обслуживания прозрачным для всех задействованных в этом структур и авиакомпаний.
SFP – система формирования расписания и подготовки плана полётов обеспечивающая возможность подготовки плана полетов на горизонте планирования полгода-год для сезонного расписания.
RMS Planning – система планирования ресурсов по согласованным с перевозчикам технологическими графиками обслуживания ВС.
RMS RealTime - система оперативного управления ресурсами, реализующая функции планирования, распределения и контроля исполнения задач по обслуживанию пассажиров и воздушных судов, включая стоянки воздушных судов, терминальные ресурсы (стойки регистрации, выходы на посадку, телетрапы и т.д.), мобильные ресурсы (трапы, тягачи, зправщики и т.д.) и персонал всех уровней и специальностей. За счет использования ряда дополнительных элементов (коммуникаторы, мобильные телефоны и специальное программное обеспечение, регламенты) позволяет вести контроль графика выполнения операций в полностью автоматическом режиме с точностью до 1 минуты.
Данная система:
- позволяет делать комплексное перспективное, долгосрочное и краткосрочное планирование ресурсов наземного обеспечения авиаперевозок;
- позволяет эффективно и без нарушений обслуживания воздушных судов осуществлять оперативное управление ресурсами наземного обеспечения, вносить необходимые коррективы в случае недоступности ресурса;
- предоставляет возможность избежать принятия неверных решений путем анализа сценария “What if” («что, если»);
- позволяет производить оценку результатов производственной деятельности по наземному обеспечению авиаперевозок.
ComControl – система обмена информацией при помощи мобильных устройств: передача задач RMS на мобильное устройство (телефон) и получение статуса исполнения от ресурса. Включает в себя универсальный диалог обмена информацией со стандартными ресурсами.
Shiftpattern - модуль формирования шаблонов «плавающих» смен. Расчет потребностей персонала для различных сценариев смен с учетом норм выработки и загрузки.
Roster Control - планирование и управление сменами персонала на основании суточного плана и сезонного расписания на все глубину расписания в системе SFP.
HubControl - управление процессами и предупреждения о задержках. Мониторинг процессов оперативного управления ресурсами, включая интеграцию c модулем RealTime RMS:
- мониторинг операций ТГО ВС;
- контроль выпуска ВС;
- минимизация задержек в обслуживании ВС;
- оперативное реагирование на изменение СПП;
- идентификация проблем;
- исключение задержек и определение ответственного за задержку.
GroundFleet - мониторинг ресурсов и воздушных судов на перроне аэропорта, позволяющая оптимизировать работу диспетчера и контролировать фактическое местоположение ресурсов на перроне аэропорта без прямого взаимодействия диспетчера с персоналом.
Ключевые преимущества системы:
- повышение оперативности и эффективности процесса диспетчерского управления технологическими операциями по наземному обслуживанию воздушных судов и эксплуатационному обслуживанию аэродрома;
- повышение безопасности обслуживания путем контроля выполнения требований по безопасности движения и протоколирование их нарушений;
- объективный контроль за местоположением, параметрами движения и состоянием спецтранспорта в целях оптимизации их работы, учета объективных показателей (пробега, наработки двигателя) и сокращения времени реагирования на нештатные ситуации;
- статистическая обработка совершенных операция позволяет провести анализ деятельности аэропортовых предприятий и служб, обеспечивающих обслуживание ВС, и выявить «узкие» места. Результаты анализа могут явиться основой для принятия организационных и управленческих решений.
VKOAir - система оценки времени посадки воздушных судов по фактическим радиолокационным данным, обеспечивающая высокую точность реакции наземных служб на возможные отклонения от расписания движения.
Внедрение системы позволило:
- повысить качество наземного обслуживания при существенном сокращении затрат на его выполнение;
- сократить время исполнения операций наземного обслуживания и оборачиваемости воздушных судов, что является одним из ключевых требований авиакомпаний.